Стратегия - это слово пошло с военного лексикона и означает оно «искусство военного начальника». Сегодня же мы можем слышать это слово уже не военной сфере, а на поле «боевых действий» конкурентов. Ведь в любой сфере бизнеса, оно является неотъемлемым звеном эффективной работы любой компании. Сегодня та компания будет успешна, и занимать первые позиции среди конкурентов, которая будет продумывать стратегию всех факторов ее деятельности до минуты и до копейки. Будь это стратегия менеджмента, стратегия завоевания рынка либо же стратегия маркетинга. Ведь в военные времена выигрывали именно те, кто тщательно продумывал стратегию действий, ну и соответственно потом и тактику. Времена поменялись, но суть в реалиях мира осталась все такая же. Кто просчетливее, хитрее и сильнее – тот и «на коне».
Тенденция развития конкурентной борьбы растет буквально в геометрической прогрессии, поэтому иметь за спиной очень хороший стратегический маркетинг, уже гарант выживания среди беспощадных конкурентов. Ведь произвести товар либо же услугу это может каждый, а вот реализовать это уже другой вопрос.
Поэтому рассмотрим детальней, что собой представляет стратегический маркетинг и его основные секреты.
Все на земле не вечно, все имеет свой жизненный цикл, это касается и маркетинговой стратегии. Критерии жизнеспособности и эффективности маркетинговой стратегии определяются в результатах полученных от реализации данной стратегии. Критериями жизнеспособности могут быть политическая, экономическая ситуация в стране, количество конкурентов и востребование товара либо услуг на рынке. Эффективность же показывает результат отдачи от вложенных нами средств и усилий. Примером, компания МТС в 2006 году начала выходить за рамки своей деятельности на территории России, внедрятся на рынки пост совецкого пространства. Так как эффективность ее маркетинговой стратегии стала показывать негативные тенденции, так в то время на рынке господствовала и преобладала компания-лидер сотовой связи Beeline. В этом случаи на компанию МТС повлиял критерий конкуренции, где после этого они резко поменяли свою маркетинговую стратегию, что принесло ей довольно не маленькие прибыли и одно из лидирующих позиций среди рынка сотовой связи.
И так, если фирма либо компания хочет сформировать себе стратегию эффективного и качественного маркетинга, то ей можно будет обратиться как «типовым» моделям стратегического маркетинга так и к чему-то новенькому, своему. Давайте рассмотрим каждый из предложенных вариантов.
«Типовые» стратегии маркетинга, то есть другими словами шаблонные формируются фирмами, которые по некоторым причинам не желают либо не могут придумать что-то свое, вот и копируют одно и тоже. Положительной стороной такого поведения является экономия средств на разработках, экспериментах, а также времени. Но негативный момент – это заезженность похожих методов рекламы продукции или услуг, что может затерять вашу компанию среди таких же конкурентов. Примером, это проведение дегустаций, розыгрышей, разных акций – все это уже стало однотипным, одинаковым. И можно вспомнить всем известное выражение «какие положены усилия – такой будет и результат».
Второй же вариант- разработка чего-нибудь своего, нового направления стратегического развития маркетинга, довольно сложная и рисковая вещь. Но как говорится «кто не рискует, тот не пьет шампанского». Сложная в том, что не известно как себя поведет рынок при внедрении такого вида маркетинга, оправдает ли он свои затраты?
Примером такого направления в 50-х годах стала компания «Amway». Компания пошла совершенно новым путем продвижения своей продукции, не через розничную торговлю, а методом продаж «из в рук в руки». Метод продаж через сетевой маркетинг принес компании «Amway» миллиардные прибыли, она и сегодня остается довольно успешной компанией. Этим методом воспользовались многие фирмы и производители, но нынче сетевой маркетинг стал довольно заезженным и не эффективным.
Методиками анализа и ведения компанией правильной политики бизнеса, и укрепления ее прибыльных позиций на рынке давно уже рассматривал профессор Гарвардского университета Майкл Портер. Он определяет три генетические стратегии лидирующих позиций на рынке: лидерство по издержкам, дифференцирование и фокусирования (объединяет и компонирует в себе первых две стратегии, но с преобладанием той или иной). По мнению автора конкурирующим преимуществом компании является комплекс видов её деятельности, где Портер использует анализ цепочки создания ценностей. К основным видам деятельности относятся: внутренняя логистика, внешняя логистика, операции, управление человеческими ресурсами, услуги, маркетинг и продажи. К вспомогающим элементам относятся – это инфраструктура фирмы, техническое развитие, управление человеческими ресурсами и закупки. Эта модель – создание анализа обеспечивает более точное понимание процессов функционирования компании и источников ее конкурентных преимуществ.
Еще один из видов анализа конкурентных приимуществ это метод swot-анализа и другие виды експерных оценок. Я думаю, что эти методы оценки конкурентов и других элементов рыночной системы известны всем людям, которые связаны с маркетингом, предринемателям и в целом любой компании. И каждый из них знает, что качественноорганизованая маркетинговая деятельность , а именно анализ и статегическое планирование, являются не оспоримым преимуществом предприятия. Использхую вышеперечисленные виды анализа можно как победить так и проиграть. Так для эффективного анализи рынка для составления swot-анализа или других эксперных оценок, нужна точная и правдивая информация о конкурентах, о рынке сбыта, чего не всегда можно сделать. Много компаний просчитывая и составляя свою стратегию развития прогорали и теряли миллины доларов из-за не правильной и искревленной информации. Для того, чтобы выведать информацию о конкурентах используют конкурентную разведку. Она представляет собой сбор информации и иследования, как рынка, так и всей деловой среды, для эффективного определения дальнейших стратегических действий в конкурентной борьбе. Основные методы сбора информации с помощью «конкурентной разведки»: сведения о намерениях конкурентов, основные тенденции развития бизнеса, возможные риски для бизнеса и т.д.
Все мы знаем, что одним из самых эффективных методов стратегического маркетинга это реклама. Ведь именно она выделяет нас из конкурентов, она делает нас лучше и успешней. Реклама это ведь не только распрастрение информации о товаре или услугах через СМИ, а и репутация среди клиентов и потребителей, они являются живой рекламой. Всем известные гиганты автомобильной отрасли как Ford, General Motors, Chrysler и American Motors сделали свою рекламу именно благодаря своему качеству и в последствии очень хорошей репутации.
Для достижения поставленой цели с помощью стратегического маркетинга будут все методы хороши. Один из примеров – это маркетинговые войны, они пользуются популярность уже как более 20 лет. Ведется эта война на двух фронтах, первый – это война за ресурсы, второй – за потребителей и их предподчения. Как правило, вести маркетинговую войну одним способом нельзя. В мировой практике существует четыри метода:
1. Административный ресурс – подавление конкурентов с помощью властных структур.
2. Лоббирование – это мощное оружие в борьбе с противниками, его можно сравнить с действием ракет с системой самонаведения, которыми оснащены современные истребители.
3. Война цен – это самый распространенный вид маркетинговой борьбы. Используют так таковые самом или в начале развития рынка или в период его “спада”.
4. «Аххилесова пята» - поиск слабых сторон конкурента, и поражение этих слабых сторон.
Главным залогом успеха каждой фирмы является только квалифицированная оценка рынка, конкурентов и всех факторов связанных со стратегическим маркетингом.

(0 голосов)