Уходящий год принес нам много понятийных изменений, например, в политике. Как вам словосочетание «действующий президент»? И это при том, что всегда были известны только два понятия – президент и экс-президент. А бывает и такое, оказывается…

 

Потребительское поведение и культура по сравнению с политикой демонстрирует завидную определенность. Проявляется она в стабильном «взрослении» потребителя, маркетинг же за ним временами слегка не поспевает.

Главная тенденция, влияющая на развитие розничного рынка – усиление маркетинга в торговых центрах. Благодаря им началось формирование новой потребительской культуры. Торговые центры органично вписываются в городскую среду, становятся своеобразными очагами социальной активности всех слоев общества. Особенно этот процесс заметен в небольших населенных пунктах, где у жителей нет альтернатив.

 

Надо сказать, торговые центры эту тенденцию проанализировали и сделали верный шаг по направлению к организации маркетинга торговой среды. Простая продажа квадратных метров осталась в прошлом, на первый план вышло сотрудничество сетевых магазинов и торговых центров в реализации маркетинговых программ.

Високосный год подразумевает сложности, и это ясно даже тем, кто не верит в гороскопы. Но той нервозности, которой заканчивался 2008 год, на сегодняшний день в ритейле не наблюдается. Угрозы кризиса и снижения потребительской активности не оказывают значительного влияния на ритейл. Возможно, это происходит потому, что крупные торговые сети, пережившие кризис, научились эффективно справляться с напряженностями, закладывать более широкий диапазон рисков, а также стали учитывать изменившиеся привычки потребителей.

 

Без сомнения, развитие науки и техники в ближайшем будущем значительно автоматизирует ритейл: появления роботов, продавцов-аватаров и торговых машин с искусственным интеллектом осталось ждать совсем недолго, а уж до глобального ценообразования и вовсе рукой подать. На ближайшее же время можно выделить 5 ключевых направлений развития потребительского поведения, которые, без сомнения, повлияют на маркетинговую политику российских торговых сетей.

 

1. Статус

Потребительские тренды в последние несколько лет включили в свою идентификацию понятие социального статуса. Утверждение своего статуса через покупку тех или иных товаров сегодня определяет покупательское поведение. Источники статуса стали включать в себя различные значения: репутация, полезность, эротизм. Последние тренды в этой области – так называемый «умный» шоппинг, который заключается в выборе товара по таким характеристикам, как экономия, удобство, экологичность; одним словом, ответственное потребление.

 

2. Слияние культур

Культура ритейла интегрировалась в городскую среду, как уже было сказано выше. Отдельные города уже сейчас приглашают покупателей в мир шопинга.

 

3. Изменение культуры потребления

Основная тенденция – экономия. Бессмысленные траты уходят в прошлое; главенствующий принцип потребления – лучше купить меньше, но высокого качества, чем много второсортных товаров.

 

4. Объединение online и  offline в единую среду

Скорость обмена информацией в режиме onlineдиктует ритейлерам свои условия: потребитель желает получить в реальных магазинах те же удобства, доступность, комфорт, что и в их Интернет-аналогах. Люди переносят свои привычки и предпочтения из мобильного телефона и социальных сетей в реальный мир, требуя реализовать их желания с той же скоростью и доступностью, что и в сети Интернет. Общество настолько погружено в мир online, что торговые сети активно создают его имитацию в реальной рознице. Можно сказать, что offlineстал зеркальным отражением online, и в недалеком будущем возможно – как знать? – их полное слияние.

 

5. Желание шоппинг-приключений

У ритейлеров в реальном мире, в отличие от продавцов в online, есть неоспоримое преимущество – их товар можно попробовать на вкус, почувствовать, увидеть шоу в реальном времени. Современные потребители воспринимают городской шопинг как развлечение, целое мероприятие, которое обычно совмещается с другими видами активности, например, общением с друзьями и семьей. Именно поэтому шопинг сегодня перестал быть просто процессом покупки нужных вещей, а превратился в целый спектакль, разыгранный грамотными ритейлерами.

 

Стандарты российского ритейла все больше приближаются к международным. Для наших любителей шоппинга открываются новые возможности, что способствует развитию потребительской культуры. Главное – не утратить в процессе глобализации торговли национальный колорит, который и привлекает российских шопперов. Для этого необходимо изучать потребительское поведение и наблюдать за новейшими тенденциями и изменением спроса как в мире, так и в стране.

encanto (Надежда Череповская)